logo

75 лет Победы


Огромный вклад в дело разгрома гитлеровских захватчиков внесли железнодорожники. В короткие сроки пропускная способность дороги была увеличена в 2-3 раза. Не последнюю роль здесь играла военизированная охрана. Совместным приказом НКВД и НКПС СССР от 25 декабря 1941 года существующая стрелковая охрана НКПС была передана в ведение НКВД, так как на войска НКВД возлагались функции по охране «...станционных и линейных железнодорожных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение вагонов с важнейшими грузами».

В новых условиях изменились и задачи охраны. Стрелковые подразделения должны были охранять объекты железнодорожного транспорта, а также грузы в парках станций и в пути следования, осуществлять пропускной режим, бороться с незаконным проездом в товарных поездах. Пожарные подразделения проводили пожарно-профилактическую работу на железнодорожном транспорте, обучали добровольные пожарные дружины и ликвидировали пожары.

В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ОНИ ВОЗГЛАВЛЯЛИ ВОЕНИЗИРОВАННУЮ ОХРАНУ

И.М. Бодров 1939-1941 гг.

В.Н. Наумович 1942-1944 гг.

В.Я. Богданов 1945-1946 гг.

 

С началом Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена обеспечению воинских перевозок, бесперебойной и быстрой доставке грузов для нужд армии. Особое значение придавалось охране и обороне поездов, а также наиболее важных объектов на железных дорогах. 14 декабря 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление № ГКО-1024сс «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог», в соответствии с которым:

- Охрану станционных и линейных железнодорожных сооружений, грузов, денежных касс и сопровождение вагонов с важнейшими грузами возложили на Войска НКВД по охране железных дорог.

- Стрелковую охрану НКПС в количестве 33320 человек упразднили, а личный состав охраны призывных возрастов, вооружение, автотранспорт и войсковое имущество передали войскам НКВД СССР.

- В НКПС организовали вооруженную вахтерскую охрану со штатной численностью 12000 единиц с возложением на нее функций охраны грузовых дворов, пакгаузов, складов, топлива, материально-технических складов, служебных помещений, кассиров плательщиков.

- Военизированная пожарная охрана была переименована в Военизировано-пожарную охрану НКПС.

Вооруженная вахтерская охрана и военизировано-пожарная охрана НКПС подчинялись Центральному отделу военизированной охраны НКПС.

Многие работники были мобилизованы в действующую армию или ушли на фронт добровольцами. На боевые посты заступили тысячи женщин. Караулы охраны были вооружены винтовками и револьверами системы Наган. Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем службы охраны, был введен особый пропускной режим на всех объектах транспорта.